Аромамаркетинг – коммуникации через обоняние

5.10.2009

Современные технологии продвижения товаров и услуг постоянно эволюционируют. 
Это связано со многими факторами: растущей конкуренцией, изменением сознания потребителей, появлением на рынке новых продуктов и т. д. Именно поэтому компании находятся в постоянном поиске новых способов продвижения и позиционирования себя на рынке. Сегодня все более популярным становится аромамаркетинг, о котором нам рассказал представитель компании «Аромамедиа» Андрей Щемелинов.

– Андрей, расскажите, что такое аромамаркетинг и какова его основная задача?

– Аромамаркетинг – это часть мультимедийного маркетинга, способствующего налаживанию новых коммуникационных связей через обоняние посредством создания ароматной атмосферы, вызывающей положительные (желаемые) эмоции у аудитории. Основной задачей является донесение информации от бренда к потребителю.
Данное направление в своём современном виде возникло в конце 1990-х годов, но известны случаи применения этого инструмента и ранее. В древних цивилизациях было развито искусство использования благовоний – в помещениях размещали пахучие травы, их сжигали или выделяли из этих растений масла, которые затем наносили на различные поверхности (дерево, ткань). По мере развития цивилизаций технологии совершенствовались, но идея оставалась прежней: дать возможность пространству работать на благо человека.
С научной точки зрения различные ароматы вызывают в памяти человека различные образы и ассоциации, позволяющие бренду закрепить за собой то или иное впечатление, эмоцию.

– Какие технологии используются при ароматизации?

– Существует четкое разделение: ароматизация воздуха ( в основном внутреннего) и нанесение аромата на различные материальные носители (бумага, ткань, дерево).
Если речь идет о помещениях, то существует несколько видов распространения аромата: естественный (живые цветы, сушёные травы, молотый кофе и т. д.) и множество искусственных, механических. 
Самые простые из них – это деревянные палочки, пропитанные концентрированными маслами. Когда масло испаряется, аромат разносится по помещению. Далее следуют различные ароматизированные свечи, спреи и освежители, аромалампы, диспенсеры, но это все технологии для бытового использования, которые, правда, иногда используют и в бизнесе. Единственная технология, созданная профессионалами, построена по принципу молекулярной инженерии. Ее суть в воздушной диффузии, то есть смешении аромата с воздухом естественным путем, с помощью специального оборудования – аромамашин.

– В чем заключаются преимущества аромамаркетинга перед другими технологиями продвижения?

– Во-первых, это довольно новый и необычный способ обратить внимание на объект. Во-вторых, он напрямую воздействует на эмоции человека вне зависимости от зрения и слуха. В-третьих, аромат способен развивать, оживлять характеристики бренда по самым разным категориям. Но аромамаркетинг не следует рассматривать как единственный инструмент. Он выступает как дополнение, позволяющее усиливать традиционные способы продвижения, делая их более оригинальными и эффективными.

– В каких областях бизнеса применяется бизнес ароматизация? Кто наиболее часто является потребителем этой услуги?

– Ароматы, звуки, изображения и т.д. могут быть использованы в любом направлении бизнеса, если правильно выстроить коммуникации. Но чаще всего потребителем услуги является тот, кто быстрее остальных понимает ее необходимость применительно к своей деятельности. В первую очередь это ритейл, причем во всех ценовых сегментах, офисные учреждения и гостиничная индустрия, реклама и продвижение, в том числе и проведение разовых мероприятий, медицинские и оздоровительные центры.
Особое значение мы придаем тем проектам, которые были впервые в России реализованы нашей компанией. Это уникальные работы, например, ароматизация мероприятий в 27 кинотеатрах разных городов, ароматизация самого большого гостиничного комплекса страны. Но вообще, каждый проект сам по себе становится ярким и неординарным, так как направлен на решение поставленных целей. 

– Каким образом происходит работа с клиентом? Как вы приходите к общему пониманию относительно требований и ожиданий заказчика?

– Начиная работу с клиентом, мы предлагаем заполнить бриф, на основании которого создается проект. От заказчика мы узнаем пожелания, задачи и условия, и со своей стороны предлагаем варианты решения путем подбора оборудования и ароматов, а также, при необходимости, нейтрализаторов нежелательных запахов. 
У нас есть специально разработанные методики подбора аромата для бизнеса и большая линейка аромамашин, что позволяет найти выход даже в самых невероятных ситуациях. Каждый клиент и его пространство, с которым он хочет работать, индивидуальны, поэтому универсальных рецептов не бывает.

– Аромамаркетинг может применяться не только в бизнесе, но и в искусстве. Расскажите о реализованных и будущих проектах вашей компании в этой области?

– Про кинотеатры речь уже шла, но стоит добавить, что показ разбивался на отрезки и был составлен альтернативный сценарий появления ароматов. В определенные моменты фильма зал наполнялся соответствующим картинке запахом. 
Также наша компания организовала выставку «Аромат + АРТ», в которой различные ароматы были представлены через другие носители - картины, инсталляции, музыку. Мы стремимся к тому, чтобы современное искусство стало богаче и разнообразнее, эволюционируя в том числе и за счет воздействия на обоняние.

– С какими проблемами сталкиваются российские компании, занимающиеся аромамаркетингом? С чем это связано?

– В первую очередь, это отсутствие квалифицированного персонала. Часто проект страдает оттого, что люди не хотят брать на себя дополнительные обязанности, и это при том, что наша сервисная служба всегда контролирует работу аромамашин. Еще одна проблема заключается в том, что некоторые помещения технически не готовы (отсутствие ремонта, работающей системы вентиляции) или попросту находятся в аварийном состоянии. В-третьих, потенциальные клиенты не всегда понимают, как они могут использовать силу ароматов в своих целях. Это связано с недостаточным информированием и нехваткой времени у некоторых руководителей для того, чтобы понять наши идеи.

– Насколько востребован аромамаркетинг в России? Каково его положение по сравнению с западными странами?

– Скажем так: внимание к этой теме есть, и оно с каждым годом растет. Но с другой стороны, основными потребителями этой услуги являются компании, твердо стоящие на ногах и ищущие дополнительные возможности развития своего бизнеса. По сравнению с западными странами в России довольно много компаний, которые только завоевывают рынок и решают более актуальные для себя проблемы выживания. В связи с этим и использование аромамаркетинга в России не так популярно, как на Западе. 

– Как Вы оцениваете перспективы развития этого направления в нашей стране?

– По мере решения жизненно важных проблем люди будут повышать планку, уровень удовлетворенности в бизнесе, дома и в сфере досуга будет расти. Это неизбежно приведет к потреблению новых возможностей, инноваций, позволяющих справляться с самыми сложными задачами.


BUSINESS PARTNER
№ 3 2009 (стр. 50-52)