Ароматы манили

17.02.2009

Самое главное свойство ароматов – память. Не зря же наши предки когда-то носили с собой флакончики с аромокомпозициями, напоминавшие им о лучших мгновениях их жизни. В наш потребительский век обоняние – еще одна человеческая слабость, которая играет на стороне маркетинга. Точнее сказать, может играть, если ее правильно настроить.

И многие торговые сети, а также отдельные магазины уже давно ей пользуются, создавая свои фирменные ароматы. Эти ароматы прекрасно известны покупателям и заставляют их возвращаться в магазины вновь. Мы обратились к менеджеру по развитию и PR «Аромамедиа» Андрею Щемелинову с просьбой рассказать об особенностях выбора и создания фирменного аромата.

«Когда мы только начинали бизнес и задумывались о его специфике, мы пришли к выводу, что хотим заниматься чем-то новым, интересным и перспективным, - вспоминает Андрей Щемелинов, - Тогда и обратили внимание на работу с ароматами. Ведь, по сути, этим каналом коммуникации во многом пренебрегали. Между тем, это еще один и очень хороший способ общения с клиентами. Конечно, первые пару лет нам чаще задавали вопрос: «Что такое ароматы для бизнеса?», сегодня формулировка поменялась. Чаще спрашивают: «Чем это может быть полезно моему бизнесу?».
Создание фирменных ароматов – одна из компетенций компании «Аромамедиа». Как нетрудно догадаться большинство заказчиков этой услуги – магазины, старающиеся верным ароматом создать комфортную атмосферу для покупателей. Ведь именно с помощью аромата можно усилить впечатление от коллекции или интерьера салона, создать нужное настроение, окунуть покупателя в атмосферу бренда.

Как выбрать?
В «Аромамедиа» предупреждают, что универсального принципа выбора аромата нет. Исходить нужно из целей, задач и пожеланий клиента, а они в свою очередь могут быть как сугубо коммерческими, так и имиджевыми. Можно подобрать аромат, как под интерьер, так и под коллекцию, под цвет моделей или характер бренда. Большую роль в выборе аромата сыграет и аудитория магазина.
Если она – взрослая и требовательная, ей вряд ли придутся по душе легкие, провокационные нотки в запахе. Зато вполне приемлемыми покажутся строгость и классика или природные ароматы, скажем, луговые травы или сосновый бор.

Определить предпочтения заказчика специалистам обычно помогает заполненный ими бриф. В нем клиент подробно отвечает на вопросы о своих цветовых, стилевых, арома- пожеланиях. Конечно, в ароматизации пространства есть и свои правила. Например, классическому интерьеру соответствует роскошный парфюм. Если же интерьер мрачноват, то его лучше всего «оживить» более легким, возможно, даже невесомым ароматом. А смелому, концептуальному магазину подойдет спокойный, мягкий аромат. Это же касается и салонов свадебной моды, где напряженную и нервную атмосферу разбавит один из нежных цветочных ароматов. Всплеск эмоций и одна из его причин – насыщенный, яркий аромат нужен там, где за день проходит большой поток покупателей.

Однако встает вопрос: как правильно подобрать аромат, чтобы он был одинаково приятен всем клиентам? Парфюмеры уверяют, что это возможно. Ведь человеку чаще неприятен не сам аромат, а слишком большая его концентрация. Между тем, перегружать покупателей даже приятным благоуханием не стоит. Оно может раздражать так же, как яркий цвет или громкая музыка. Поэтому любая, даже спорная, ароматическая композиция при правильной подаче благоприятно скажется на ощущениях посетителей.

И все же не рекомендуется смешивать ситуации «я выбираю аромат для себя» и «я выбираю аромат для магазина». В первом случае можно ориентироваться на собственные предпочтения, во втором – только на цели и задачи, которые планируете достичь с помощью аромата. Кстати, вопреки убеждению, что меха чувствительны к ароматам, использовать ароматические установки в меховых салонах можно. «Среди наших клиентов – крупный меховой салон в Екатеринбурге, - продолжает Андрей Щемелинов. - Первоначально они планировали установить только нейтрализаторы, чтобы избавиться от запаха кожи. Но в итоге подобрали себе и ароматическую композицию, которую и используют».

Нейтрализация нежелательных запахов, кстати, не менее важная составляющая услуги ароматизации помещения. Ее в обязательном порядке рекомендуют магазинам обуви и кожаной одежды. Заодно можно ликвидировать все пищевые, табачные и остальные нежелательные запахи.

Как часто менять?
- Хотите попробовать? – интересуется Андрей, открывая чемоданчик, в котором укомплектованы сотни одинаковых пузырьков. – Это наш банк ароматов. Всего в мире ароматов насчитывается порядка 1000. В нашем распоряжении 200, но мы постоянно пополняем коллекцию. Вот недавно выпустили серию ароматерапевтических ароматов, которые нейтрализуют вредные бактерии в воздухе. Знаете, это чем-то напоминает ароматерапию. Только в отличие от нее аромат распространяется на все помещение и действует на всех находящихся в нем людей. Ну, так какой хотите попробовать?
- Давайте, что-нибудь карамельное.
- «Яблоко по-баварски» или «Бисквит», - Андрей протягивает блоттер.
- Очень сладко. А свежее, скажем, морской бриз есть?
- Попробуйте «Аквариус» - это одна из наших самых богатых по составу цветочных композиций.
Видите картины напротив нас? Недавно мы проводили арт-проект: 12 картин -12 ароматов.
Молодые художники, вдыхая аромат, должны были изобразить его в своей работе. «Аквариусу» посвящена картина в сине-голубых тонах с проблесками желтого.
- Получается, что каждому аромату соответствует свой цвет?
- Более того, существует специальная цвето-ароматная шкала. Конечно, она подчинена общепринятым нормам: мандарин – оранжевый, лимон – желтый, корица - коричневый. Хотя эти нормы не всегда соответствуют действительности. К примеру, гвоздику вряд ли кто-нибудь отнесет к синему цвету.
Но не стоит забывать, что каждый аромат – не просто отдельно звучащая нота, а композиция, которая может быть как из двух, так и из двенадцати составляющих, и тот же лимон в новом окружении будет звучать иначе.

Менять аромат в магазине специалисты рекомендуют регулярно, чтобы покупатель не загрустил.
Хотя вариант постоянного «ароматного одеяния» тоже никто не исключал. Тем не менее, рекомендуется обновлять благоухание магазина с наступлением нового сезона: будь то новый модный сезон либо новое время года. Тем не менее, чаще всего в бутиках делят ароматы на два сезона: теплый и холодный. Хотя некоторые салоны предпочитают выделять в торговом зале с помощью аромата отдельную коллекцию. Как?

Как работает?
Все зависит от параметров помещения и от того, насколько удобно организовано пространство.
Скажем, если в нем правильно с точки зрения возможностей ароматизации пространства установлен кондиционер, то с его помощью вполне можно разделять ароматы в одном зале, не давая им смешиваться.

Для ароматизации помещения используют специальное оборудование. По форме оно напоминает кубы и параллелепипеды. Флакон с ароматом или нейтрализатором помещается внутрь, во флакон вставляется фитиль, который, намокая путем воздушной диффузии помогает аромату распределиться по помещению.
Оборудование различается по мощности. Самый маленький – «офисный куб» размером с коробку конфет, способен ароматизировать до 30 кв. м. На большую площадь потребуются более мощные приборы. Например, те, что одновременно вмещают в себя два флакона: один с нейтрализатором, другой – с ароматом.
Можно прибегнуть и к установке более дорогого оборудования. Чаще всего оно монтируется в потолочные перекрытия. Управляется такая конструкция с помощью дистанционного пульта, который регулирует интенсивность распределения аромата, идущего из устройства, похожего на музыкальные колонки. «Колонки» эти тоже подвешиваются к потолку и не привлекают лишнего внимания посетителей.

«Конечно, есть еще система распыления аромата в помещении, но лично мы ее не используем, так как считаем отмирающей технологией, - продолжает Андрей. – Тем более, флакон-распылитель убивает красоту аромата, не донося его лучшие нотки». Кстати, все это оборудование работает от электричества, а изготовлено из металла.
Надо заметить, что ароматизация воздуха – удовольствие не из дешевых. Годовое обслуживание аромамашины (с учетом ее приобретения и покупки аромата) обходится порядка 50-60 тыс. рублей.

«Сегодня все стремительно меняется. Человек учится управлять звуком, цветом и ароматом, используя все это себе во благо, - считает Андрей. – На мой взгляд, ретейл перестает быть сухим технологичным бизнес-процессом и переходит на уровень творчества. Сегодня консультанты должны обладать чуть ли не театральными способностями, чтобы правильно общаться с покупателями. Дизайном помещений магазинов занимаются профессионалы - дизайнеры, а не только бригады рабочих. Ретейлеры специально заказывают музыкантам звуковое сопровождение, парфюмерам – ароматное.
Это – нормальное развитие, пренебрегая которым ты рискуешь остаться не у дел».


FASHION report
www.fashion-report.ru
№ 6 2009 (стр. 76-79)