Ароматное кино

31.07.2008

В ЯНВАРЕ 2008 ГОДА В РОССИЙСКИХ КИНОТЕАТРАХ СТАРТОВАЛ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ПРОЕКТ – АРОМАКИНОСЕАНСЫ. ВО ВРЕМЯ ФИЛЬМА «ИРОНИЯ СУДЬБЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ» В ЗАЛЕ ЗВУЧАЛ АРОМАТ, СПЕЦИАЛЬНО ПОДОБРАННЫЙ КОМАНДОЙ ПРОФЕССИОНАЛОВ.

ЗАПАХ ХВОЙНОГО ЛЕСА БЫЛ ПРИЗВАН ПОДЧЕРКНУТЬ ПРАЗДНИЧНУЮ АТМОСФЕРУ, УСИЛИТЬ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ПОЗНАКОМИТЬ РОССИЙСКОГО ЗРИТЕЛЯ С НОВАЦИЕЙ. О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ АРОМАТ В КИНО И КАК ОРГАНИЗОВАНЫ АРОМАКИНОСЕАНСЫ, МЫ ПОГОВОРИЛИ С АНДРЕЕМ ЩЕМЕЛИНОВЫМ, МЕНЕДЖЕРОМ ПО РАЗВИТИЮ И PR КОМПАНИИ «АРОМАМЕДИА».

Ваша компания стала первопроходцем в области ароматизации киносеансов.
На какой опыт Вы опирались?

Опыт этот крайне мал. Мы стали первыми, кто осуществил подобный большой проект в России.
Сама технология ароматизации еще довольно молода и только начинает свое движение. Раньше просто не умели позволять ароматам задерживаться в помещении надолго. Не было специальных машин, не знали, как это можно сделать. Опыты проводились еще с 1960-х годов в Америке, Японии, в других странах пытались использовать обоняние как дополнительный контакт со зрителем, но эти попытки носили экспериментальный характер. Ничего реального запущено не было, ни одного проекта, который мог бы заинтересовать нас как профессионалов. Поэтому мы фактически первые, кто смог осуществить подобную масштабную акцию, – она проходила одновременно в 27 кинотеатрах страны.

Это был Ваш первый проект?
Нет, мы начинали с премьеры фильма «Парфюмер», которая состоялась осенью 2006 года. Однако там у нас была несколько иная задача: ароматизирован был не сам сеанс, а помещения около него, мы создавали атмосферу. Люди не были готовы к сопровождению ароматом самого фильма: проект делался в короткие сроки и не хватило времени проинформировать публику, подготовить зал. Аромат встречал гостей, поднимающихся по лестнице в зал, они попадали в совершенно необычную обстановку, настраиваясь на определенные эмоции. Можно сказать, что он подготавливал их к просмотру картины. Более того, на выходе из зала людей, находящихся под впечатлением от увиденного фильма, встречал тот же аромат. Это был пример демонстрации того, как можно сочетать кино и ароматические композиции. Опыт удался.

Как выбирают аромат к фильму?
Выбирает продюсер, у которого есть общий концепт продвижения картины. Продюсер говорит нам, чего он хочет, а мы можем только советовать, направить. Все зависит от целей, которые преследует клиент. Либо задача заключается в дополнительном продвижении фильма, либо нужно подчеркнуть саму картину, сюжет, усилить какие-то его моменты. Допустим, действие происходит на берегу моря под кокосовой пальмой – можно выбрать гастрономическую композицию, соответствующую теме.
В динамичном боевике, где герой постоянно перемещается, а главная категория – скорость, можно подобрать аромат, который будет поддерживать и усиливать ощущение этой динамики. Для романтических мелодрам с полутонами, длинными диалогами это будет уже другой выбор.

То есть любой фильм можно подчеркнуть ароматической композицией?
Да, абсолютно любой фильм. И всегда сделать это можно по-разному. Существует много стереотипов. Например, некоторые могут считать, что если фильм про насилие, то в зале должен распространяться запах крови. Это грубо. Можно усилить впечатление страха, заставить острее сопереживать героям, сделать зрителя соучастником, что особенно актуально в наш век интерактивности, когда зрения и слуха уже недостаточно. Кроме того, ароматерапию еще никто не отменял. Не буду говорить о том, что все наши услуги подтверждены сертификатами экологической безопасности – без них мы просто не имели права выходить на рынок. Скажу, что в проекте «Ирония судьбы-2» был использован аромат из парфюмерной коллекции «Аквадор», обладающий еще и лечебными свойствами. Это уникальный эксперимент, так как одновременно ароматизировать сеанс и оказывать терапевтическое воздействие на больших площадях практически невозможно.

Кто создает ароматы?
За «несуществующими» ароматическими композициями мы обращаемся в Европу к парфюмерам-создателям. Несуществующая композиция – это когда вам нужно создать, к примеру, запах детства главного героя, запах космоса, луны, Бородинского поля времен войны 1812 года. Конечно, никто не скажет теперь, как оно могло пахнуть, но, прочитав книгу «Война и мир» и посмотрев разные экранизации, можно набраться впечатлений, описать словами, как должен звучать аромат.
По этим описаниям и работает парфюмер-создатель.

А если заказчик не может понять, какой аромат ему нужен или же выбирает не тот, что подойдет фильму?
Когда к нам приходит клиент, он заполняет бриф, в котором указывает, чего он хотел бы добиться с помощью ароматизации сеанса. На основе этого документа мы начинаем подбор композиции. Не всегда нужно обращаться за созданием нового аромата. У нас существует банк готовых ароматических композиций, которых сейчас около 200 наименований. Они пополняются ежегодно, появляются новые коллекции. С этим банком мы выезжаем к потенциальному заказчику и помогаем выбрать необходимое.
И всегда напоминаем, что аромат вы выбираете не для себя, а для работы.

А что происходит, когда аромат уже выбран?
Дальше начинается работа. Тестируем помещение кинотеатра, чтобы понять, какое оборудование здесь можно установить. Устанавливаем оборудование, проводим инструктаж персонала и можно приглашать зрителей. У нас более 50 видов оборудования нескольких типов: напольное, настольное, устанавливаемое в вентиляционную систему, с таймером, регулирующим подачу разных ароматов в разное время суток. Наше последнее ноу-хау – подвесные аромамашины.

В любой кинотеатр можно пригласить зрителей на аромакиносеанс?
Нет, далеко не в любой. Половина сегодняшних кинотеатров не готова к нашей услуге. Новые кинотеатры готовы к ароматизации полностью, в основном в них и проходят наши проекты. Самая главная проблема – вентиляционная система, на которую в России не обращают внимания. Профилактика не проводится десятками лет. Нет вентиляции – нельзя использовать ароматизацию, так как аромат – это украшение, он предполагает попадание в чистый воздух, которое должно быть максимально быстрым и однородным. Однако в нашем первом масштабном проекте мы справились со всеми сложностями.

Сколько стоит приобрести такое украшение?
Четких расценок у нас нет. Мы продаем готовый аромапроект, составление которого зависит от многих факторов: площади зала, продолжительности киносеанса, весь сеанс должен звучать аромат или несколько раз по 10 минут, высоты потолка, стоимости самой композиции (они делятся на группы) и аромамашины. Аромамашины стоят от 200 евро, их мы закупаем у нашего немецкого партнера Vapo D’or Innovation GmbH. Сегодня это единственная фирма, которая профессионально занимается этой сферой услуг, гарантируя их полную безопасность для окружающей среды и человека. Стоимость самой услуги, которую мы продаем, варьируется от 100 до нескольких десятков тысяч евро. При большом заказе действует система скидок. Однако мы не просто устанавливаем оборудование и оставляем кинотеатр с ним наедине. Мы занимаемся постоянной проверкой качества услуги, аудитом.

Какие услуги кроме аромакиносеансов Вы еще продаете? Другие направления деятельности компании «Аромамедиа»?
Наши услуги – ароматизация любого здания. Мы считаем, что у каждого помещения должен быть свой индивидуальный аромат или же отсутствие неприятного запаха.
Существует несколько уровней использования ароматов. Первый – когда аромат не распознается, но человек чувствует, что ему комфортно, мы рекомендуем именно такой путь. Второй – когда нужно подчеркнуть определенный элемент пространства, дизайн например, тогда аромат слышен. И третий уровень, когда ароматом активно приглашают, завлекают. Так поступают, как правило, на вечерних мероприятиях. Все зависит от того, какие цели ставит заказчик: аромат может подчеркнуть любой интерьер, сочетаться с цветом, может быть направлен на создание благоприятной обстановки в офисе, комфортной и настраивающей на работу.
Помимо ароматизации наше активное перспективное направление – нейтрализация нежелательных запахов. Например, сейчас мы работаем над продвижением такого проекта, как нейтрализация запаха табачного дыма. Наша технология может позволить людям курить в помещении, не беспокоя окружающих людей запахом табака. Нейтрализатор вступает в реакцию с раздражителем (в данном случае – запахом табака) и образует нейтрализующую соль, которая мгновенно растворяется в воздухе. Сегодня, когда идет политика ограничения курения, это особенно актуально. Однако сложность в том, что пока люди до сих пор мало готовы знакомиться с техническими новинками.
Очень сложно донести информацию до потребителя, который, что называется, тяжел на подъем.

Как давно Вы информируете российский рынок о предлагаемых Вами услугах?
Компания «Аромамедиа» создана в 2004 году, но активную деятельность ведет с 2005 года.

Ближайшие проекты?
Сейчас мы готовим собственный медиапроект, который будет проходить в одной из галерей.
В этом проекте все будет подчинено аромату: он будет изображаться визуально, с помощью музыки и видеоряда. Если в наших кинопроектах аромат играл второстепенную роль, обслуживал фильм, то здесь остальные искусства будут исходить именно от запаха. Задача этого перформанса – возродить культуру ароматов, напомнить об обонянии как о незаслуженно забытом канале коммуникации.

Аромакиносеансы повлияли на кассовые сборы фильма?
Да, люди буквально «шли на запах». Это же интересная техническая новинка! У нас нет конкретных исследований по продажам билетов в залы, где проводились аромасеансы, но, например, в Краснодаре из 4 залов, в которых транслировался фильм, зритель чаще выбирал именно тот, в котором киносеанс сопровождался ароматом. Каждому хочется пережить космические впечатления. Когда ты смотришь фильм и вдруг непонятно откуда начинаешь чувствовать приятный аромат, который, кажется, исходит из самого экрана, ты переживаешь сильнейшие эмоции, словно меняются внутренние декорации. Это фактически третья реальность. Мы делаем будущее близким.

Однако пока аромакиносеансы носят разовый характер. Готова ли индустрия к массовому внедрению этой технологии в кино?
Все зависит от уровня знаний и мышления как продюсеров, так и руководителей кинотеатров. Сложно сказать, станет ли аромакино нормой в ближайшее время. Наша задача – правильно донести до людей информацию о возможностях ароматехнологий. Готовы ли они к этому – неоднозначный вопрос.
Мы готовы.


МЕНЕДЖЕР.КИНО
ИЮНЬ 2008 (44) (стр. 14-16)